Как можно быстро оценить стоимость бизнеса
Очень часто в интернете вы можете обнаружить объявления о продаже того или иного бизнеса, либо определенной доли в бизнесе. Как правило, в объявлении уже присутствует запрашиваемая продавцом стоимость бизнеса и, как правило, суммы стоят явно завышенные.
Как определить реальную стоимость бизнеса? Оценка стоимости бизнеса достаточно сложная и дорогостоящая процедура, которую должны проводить высококвалифицированные специалисты. При оценке стоимости предприятия важно учитывать различные параметры финансово-хозяйственной деятельности, в частности текущие и планируемые финансовые результаты деятельности компании и ее финансовое состояние. Предложений о продаже бизнеса всегда много и если заказывать оценку всех этих предприятий у консалтинговых компаний, то вы потратите много времени и много денег.
Сначала Вам необходимо выбрать из большого количества предложений самые привлекательные. Для того чтобы отсеять явно завышенные предложения о продаже можно использовать простой расчет. Берем годовую прибыль предприятия за последний год и умножаем на семь, после чего сравниваем его с предложенной ценой. Абсолютно очевидно, что данная оценка носит сугубо приблизительный характер и не учитывает всех нюансов, но позволяет определить порядок стоимости данного бизнеса. Почему мы умножаем годовую прибыль на семь, а не на шесть или восемь? Ответ прост: 1/7 – это 0.14, а точнее 14% годовых от вложенных средств. Другими словами мы можем путем деления годовой прибыли на стоимость продаваемого бизнеса получить рентабельность от вложенных средств и сравнить ее с любыми другими альтернативными вложениями, например, с банковским вкладом, либо предоставлением займа сторонним организация и физическим лицам.
Такая упрощенная оценка стоимости предприятия не всегда будет отражать реальную стоимость бизнеса, так как она не учитывает такие факторы, как стоимость бренда, растущую стоимость основных фондов (например, объектов недвижимости). Что касается компаний, предоставляющих услуги или осуществляющих торгово-посреднеческую деятельность, то такой метод оценки можно считать вполне приемлемым. А что касается производственных компаний и многоотраслевых холдингов, то стоит отметить, что прибыль предприятия за последний год не будет являться основным индикатором стоимости бизнеса. Более того, прибыль за последний год может даже ввести вас заблуждение.
Очень часто собственник перед тем, как продать свой бизнес пытается выжать максимум из него, увеличивая прибыль за счет резкого сокращения затрат и обновления основных фондов. Как правило, идет сокращение постоянных расходов за счет сокращение штата, урезания заработных плат, сокращение расходов на услуги сторонних предприятий, в том числе на текущий ремонт, а также прекращение инвестиций в основные фонды.
В течение года предприятию удается максимизировать прибыль, но в дальнейшем оно уже не сможет извлекать прибыль по причине необходимости замены изношенных основных фондов, и не способности предприятия эффективно работать из-за отсутствия квалифицированного персонала и должного обслуживания процесса производства сторонними предприятиями. В таких случаях вы рискуете приобрести предприятие, которое в ближайшие годы будет обречено на несение убытков, а не на получение прибыли.
При приобретении доли в производственных предприятиях пользуйтесь услугами квалифицированных специалистов по оценке стоимости бизнеса!