Частые ошибки при написании бизнес-плана
В этот раз мы поговорим о традиционных ошибках, которые допускают начинающие специалисты по бизнес-планированию. В качестве примера рассмотрим бизнес-план производственной компании по изготовлению самоклеющихся этикеток. К консультанту обратились бизнесмены, которые планировали открыть производственную линию, которая бы покрывала существующие потребности потенциальных клиентов.
Консультант провел беседу с бизнесменами, расспросил о потенциальных каналах сбыта, их объемах, об оборудовании, которое необходимо закупать для производственных нужд, технологию производственного процесса. При формировании первого драфта бизнес-плана были допущены ряд ошибок, которые впоследствии не были исправлены, а именно:
1. Не были определены производственные мощности приобретаемого оборудования.
В связи с чем в модели бизнес-плана не было заложено ограничение по максимальному объему производства выпускаемой продукции. Это означало, что при моделирование различных версий бизнес-плана некоторые рассчитанные варианты не могли быть реализованы в реальности. То есть при увеличение продаж и, соответственно, увеличении объема производства сверх максимальных мощностей модель бизнес-плана рассчитывала финансовый результат.
2. Не было учтено месторасположение производства и основных потребителей продукции
По этой причине расчет расходов нельзя считать корректным. Это обусловлено тем, что расчет в частности коммерческих расходов будет неверным, так как мы не обладаем информацией для расчета хранения доставки материалов для производства и готовой продукции для потребителей. Брать какие-либо усредненные цены по доставке не корректно, так как рентабельность данного вида производства достаточно низкая и ошибка в расчетах коммерческих расходов на 10-20 процентов может существенно сказаться на финансовом результате и сроках окупаемости проекта.
3. Были учтены не все расходы
Из-за невнимательности или из-за отсутствия достаточного опыта консультант не учел расходы на монтаж производственного оборудования в связи с чем, стоимость инвестиций в оборудование, амортизация основных средств должно было увеличиться на 15% процентов, что опять же влияет на такие показатели проекта как окупаемость, чистая приведенная стоимость и рентабельность.
4. Модель бизнес-плана не обладала достаточной гибкостью моделирования различных ситуаций
Обычно бизнес-планы формируют либо с использованием профильного программного обеспечения, либо в электронных таблицах Excel. Профильное ПО обладает рядом недостатков – менее гибко, чем таблицы Excel, и нельзя быть на 100% уверенным, что некоторые показатели программа считает верно, для проверки требуется создание похожей модели расчета в Excel. В данном примере в модели не была заложена возможность планирования сторонних средств, таких как кредиты и займы с автоматическим расчетом процентов.
В заключении стоит отметить, что при начале реализации проекта произошли существенные отклонения от расчетов бизнес-плана, которые удалось устранить, изменив саму модель расчета нашими консультантами. Для исправления ситуации собственникам компании пришлось привлекать заемные средства, обоснование привлечения которых было просчитано уже в новом бизнес-плане. Стоит отметить, что компания избежала возможного банкротства и в настоящий момент является одним из лидеров.
По информации компании Термолик (http://termorolik.ru/.