Кто виноват?
Что такое административные споры? В делах, которые возникают на основе административно-правовых отношений, речь идет о разрешении административного спора, а не простого гражданского, как это часто бывает. Данный спор говорит о том, что органы управления нарушили субъективные права граждан – действительно или предположительно. Этот спор возбуждается для того, чтобы устранить данные помехи и защитить субъективные права и охраняемые законом интересы. То есть гражданин может потребовать признать незаконными действия органов управления. А вот законный представитель административного органа может доказать, что это проходило в рамках закона.
Проверка осуществляется в ходе рассмотрения, а также разрешения спора о праве между гражданами и органами администрации, выступающими в качестве сторон с противоположными интересами. Поэтому суд неизбежно сталкивается в ходе этих рассмотрений с несколькими взаимно исключающими требованиями. Суд арбитраж должен объективное исследовать все доказательства по делу и оценить, насколько правомерны были действия спорящих сторон. Именно таким образом проходит разрешение спора административного типа.
Несмотря на то что стороны неравны: с одной стороны гражданин, а с другой – орган власти, - суд рассматривает обе стороны беспристрастно, как равноправных субъектов. Орган управления обладает такими же правами и обязанностями, что и граждане. Концептуальные установки правового общества утверждают, что и властные органы, и граждане равны перед законом. Поэтому спор не может быть вертикальным, горизонтальными т.д., так как это говорит о неравноправности сторон.
Во время обозначения данной категории ныне применяются такие термины, как: административно-правовой конфликт, спор об административном праве, управленческий конфликт, конфликт в сфере управления и пр.
С теоретической точки зрения очень важны методологические подходы. Выделяется формальный, а также и материальный подходы.
К первому типу относится Г.Еллинек. С точки зрения формальной интерпретации, все споры, рассматривающиеся в соответствующем суде, попадают под категорию административных. Это, разумеется, недостаточный критерий, особенно если подобных судов в данном районе нет и дело приходится рассматривать обычным компетентным организациям.
Материально-правовой подход настаивает на том, что административным можно считать спор, по которому орган управления является оспариваемой стороной или же инициатором конфликта.