Кратко об этапах составления стратегического плана
Для составления стратегического плана потребуется несколько этапов. На первом из них проводится стратегический анализ, который складывается из анализа внешней деловой среды и анализа ресурсов. Без проведения такого анализа нет смысла начинать какую-либо деятельность. К примеру, не стоит открывать молочный завод в населённом пункте, если в нём нет достаточного числа людей, коров, а потребление молочных продуктов отвечает уже имеющемуся предложению.
На следующем этапе требуется, опираясь на результаты стратегического анализа, наметить цели предприятия, которые вытекают из миссии, видения и ценностей предприятия. Скажем, если предприятие считает одной из ценностей изготовление качественной продукции, то в целях это будет отражено обязательно. Если же по каким-то либо причинам, для предприятия не столь важно качество, а важнее, к примеру, наращивание объёмов производства, то и в целях будет указан определённый уровень производства, качество же фигурировать не будет.
После анализа и постановки целей идёт третий этап - разработка базовой и конкурентных стратегий (в зависимости от результатов согласования будет выбрана одна из них). Во всех стратегиях учтены ресурсы и рынки сбыта, доступные предприятию, предложен перечень выпускаемой продукции и рассмотрены возможности её выпуска. На этом период разработки стратегического плана завершается.
Новый период – выполнение выбранного плана. После рассмотрения нескольких стратегий и выбора одной из них в качестве функциональной, она проходит согласование со структурными подразделениями, с руководством. Структурные подразделения со своей стороны предлагают бизнес-проекты и разрабатывают конкретные действия, согласующиеся с выбранной стратегией. На этом этапе от долгосрочных стратегических планов идёт переход к краткосрочному планированию, составлению бюджетов и выполнению намеченных мероприятий.
Самый последний этап, который, по сути, стоит не в конце, а всего лишь замыкает цикл, - контроль выполнения стратегического или даже менее долгосрочного плана, принятого в его рамках. На этом этапе начинается обратная связь: вся собранная информация анализируется и после этого принимается определённое решение. Если стратегия выбрана правильно, то и осуществление её идёт успешно, а если анализ говорит о существенных неполадках, то может потребоваться и корректировка стратегического плана. Тогда вновь придётся проводить стратегический анализ, то есть возвращаться к первому этапу планирования, и цикл замкнётся.
Вернуться к разделу "Разработка стратегии, стратегическое управление и стратегическое планирование"
|