Основная задача стратегического плана – ответить, с какой целью создано предприятие, как прийти к цели, и когда это произойдёт. Другими словами: «Куда идти?», «Каким путём?» и «Когда цель будет достигнута?»
На стратегический план оказывают влияние многие факторы, например, его форма собственности, размеры, система управления, отраслевая принадлежность и т.д. Стратегические планы, не смотря на то, что они относятся к долгосрочным, всё же могут различаться по временному интервалу планирования. Это может зависеть от того, какое место план занимает в иерархии планов экономических субъектов: план предприятия, или отрасли, города, региона.
Влияние внешних и внутренних факторов на деятельность предприятия может быть и неконтролируемым, поэтому стратегический план должен отражать или способы воздействия на факторы, или меры, позволяющие преодолеть их влияние. Например, трудно воздействовать на фактор контроля со стороны государства или других регламентирующих органов, разве, зарекомендовав себя с хорошей стороны.
Факторы могут иметь и измеряемые параметры, что позволяет конкретизировать задачи управления. Например, если рассматривать такой фактор, как удовлетворённость потребителей продукцией предприятия, можно запланировать снижение числа рекламаций до определённого уровня (хоть и до нуля).
Разработка стратегического плана должна опираться на миссию и видение предприятия. Миссия – главная цель, которую предприятие хочет достигнуть, а она, в свою очередь, определяет и другие, вытекающие из неё цели и задачи. Каким себя предприятие хочет видеть, как оно собирается идти к цели – основные моменты, которые будут определять стратегию. Например, если предприятие своей главной целью видит получение прибыли, то рядовой сотрудник предприятия может задуматься, а каким образом эта прибыль коснётся лично его, и стоит ли в этом случае тратить силы на развитие предприятия. Если же в миссии говорится о том, что главная цель – повышение благосостояния сотрудников предприятия, а путь к этому – увеличение прибыли, то и сотрудники предприятия к своему труду будут относиться совершенно по-другому.
Желательно, формулируя миссию, учитывать текущее положение дел, характеристику потребителей предприятия, описание производимых продуктов, а также перечень ценностей предприятия и представления о его имидже. Например, можно определить рыночные цели, которые касаются завоевания лидерства или увеличения доли рынка. Цели могут касаться и инноваций, которые связаны с производством новых товаров, с применением новых технологий и т.д. Можно ставить цели, связанные с повышением производительности, экономией ресурсов, обеспечением стабильности ресурсной базы. А цели, которые касаются увеличения прибыли, должны быть подкреплены ориентацией не только на краткосрочные успехи, но и на создание или развитие системы эффективного менеджмента.
Миссия не может не отражать и цели, связанные с улучшением благосостояния персонала. Если рабочие места планируется сохранять, а уровень заработной платы повышать, то и мотивация труда станет совершенно иной, благоприятной для развития деятельности предприятия. А если в цели предприятия включены планы, связанные не только с прибылью, а и с участием компании в жизни общества (например, спонсирование социальных программ, благотворительность, поддержка малообеспеченных слоёв населения), то предприятие имеет хорошие виды на успех. Самое же главное заявить об этом и указать в своих стратегических планах конкретные сроки, чтобы и руководство, и сотрудники, и потребители, и общество знали, когда можно будет увидеть конкретные результаты.
Вернуться к разделу "Разработка стратегии, стратегическое управление и стратегическое планирование"