Бизнес-план - основа успешного бизнеса или как заказать бизнес-план и получить то, что хочешь.
2011-10-18
ГК "БэстКонсалт"
Если вы инвестор, предприниматель или финансовый директор, то перед Вами не раз стояла задача о разработке бизнес-плана для оценки нового инвестиционного проекта. Сразу оговоримся, что мы будем рассматривать основную часть бизнес-плана - финансовый план, который обычно дает ответ на вопрос об эффективности вложений. Также стоит учесть, что бизнес-планы для расчета предприятий, открываемых "с нуля" и бизнес-планы, создаваемые для расчета инвестиционных проектов в рамках уже действующего бизнеса, имеют ряд существенных отличий. Основные отличия заключаются в том, что при расчете бизнес-плана для действующего бизнеса нам необходимо учитывать текущие показатели деятельности уже действующего предприятия и закладывать их в расчет.
Итак, мы определили, что необходимость формирования бизнес-плана возникает в двух случаях:
- когда мы создаем бизнес "с нуля",
- и когда мы развиваем уже действующий бизнес.
Бизнес-план для компаний, создаваемых "с нуля"
Большинство из тех, кто вкладывает деньги в какое-либо предприятие, желает, чтобы вложенные средства были возвращены как можно быстрее и, чтобы созданный бизнес приносил хорошие доходы и дивиденды. И, соответственно, перед тем как деньги вложить, инвестору нужно получить ответ на два вопроса - когда я смогу получить свои деньги и сколько я буду зарабатывать. Если первый вопрос дает ответ об ориентировочном сроке окупаемость проекта, то ответ на второй вопрос иногда может ввести инвестора в заблуждение.
Нужно ли уметь "читать" финансовые показатели?
Например, один из инвесторов обращается в консалтинговую компанию для написания бизне-плана об открытии небольшой торговой сети. Консультанты собирают всю необходимую информацию для расчета проекта: стоимость оборудования, аренды помещений, цены закупки и продажи продукции, согласовывают с заказчиком бизнес-плана величину инвестируемых средств, и даже проводят маркетинговые исследования. На основе полученной информации формируют финансовый план и на выходе выдают следующие показатели проекта:
- срок жизни проекта - 20 лет
- простой срок окупаемости - 5.70 лет,
- дисконтированный срок окупаемости - 6.64 лет,
- внутренняя норма рентабельности - 31,3%
- чистая приведенная стоимость 329 420 т.р.
После такого заключения большинство заказчиков задает вопрос "Что это такое?" и смотрят на консультанта или с удивлением или с непониманием того, за что собственно он заплатил деньги. Конечно же, специалист, который пишет бизнес-планы, будет недоумевать, как можно вкладывать деньги и не знать о таких базовых понятиях как внутренняя норма рентабельности или чистая приведенная стоимость и большинство консультантов будет пытаться разъяснить эти термины заказчику. Кто-то из заказчиков сделает вид, что все понял и примет работу, но при этом останется не удовлетворенным. Кто-то будет до последнего пытаться вникнуть во все премудрости расчета и даже будет уверен, что все понял, однако уже на следующий день будет снова звонить и просить объяснить, что обозначает каждый показатель и как он считается.
Да, все финансовые специалисты обязаны знать, как формируются и что значат различные финансовые показатели и определения. Но нужно ли это для инвестора? Хорошим инвесторам не помешают дополнительные знания, но для принятия решения об инвестировании иногда можно обойтись без них? К примеру, нужно ли Вам как инвестору знать о размере дисконтированного денежного потока? То есть нужна ли Вам для принятия решения информация о том, сколько будут стоить в будущем полученные деньги в пересчете на текущий момент. Для большинства людей смысл данного показателя не совсем ясна. Поэтому для принятия решения куда проще ориентироваться на чистый денежный поток, нежели на "абстрактную величину денежных потоков".
Инвестору проще оценивать эффективность того или иного вложения по их отдачи. В качестве отдачи можно рассматривать среднюю рентабельность по проекту. Другими словами, для инвестора, задавшего вопрос "сколько я буду зарабатывать на вложенный миллион?", ответ "двести тысяч в год" или 20% от вложенных средств вполне информативен для принятия решения об инвестировании. Эти данные инвестор может уже с чем-то сравнивать и оценивать соответствующие риски. Например, 1 000 000 рублей можно вложить под 12% годовых и получать, соответственно, 120 000 рублей в год, либо вложить в новый бизнес и получать 20% годовых на вложенные средства, что будет составлять уже 200 000 рублей в год. Сравнивать же полученные данные по приведенной чистой стоимости существенно сложнее, так как требует дополнительных расчетов.
Хороший бизнес-план всегда требует доработки
Есть еще одна проблема, с которой очень часто сталкивается заказчик бизнес-плана. Это необходимость моделирования уже написанного бизнес-плана. И это связано в первую очередь с тем, что заказчик бизнес-плана не учел некоторых особенностей развития своего бизнеса, либо часть предпосылок изменилась с момента начала создания бизнес-плана, либо заложенные параметры в расчете бизнес-плана не являются оптимальными и требуют внесения изменений. Хорошо если тот, кто пишет бизнес-план и создает, соответствующую модель в Excel, изменив, некоторые показатели, которых можно сформировать другую версию бизнес-плана с измененными предпосылками.
Поэтому перед тем как заказывать бизнес-план уточняйте в какой программе он будет создан и какая предполагается процедура его формирования и согласования. Стоит насторожиться если выходным файлом бизнес-плана будет являться документ Word - в этом случае вы не сможете понять как был рассчитан бизнес-план и можно ли доверять этим цифрам. Также может вызывать опасение использование каких-либо профильных программ для расчета бизнес-плана. Основные причины следующие:
- не всегда даже для специалиста по написанию бизнес-планов понятны алгоритмы расчетов используемых в программе,
- не всегда функционал программы позволяет учесть в расчетах особенности рассматриваемого инвестиционного проекта,
- специалисты, использующие профильные программы по написанию бизнес-плана, могут не обладать должной квалификацией (очень часто, что на написание бизнес-планов практикуются студенты, считающие, что достаточно вбить входные данные проекта и получить на выходе результат).
Оптимальным вариантом для написания бизнес-плана является Excel - мощный инструмент финансового моделирования. Конечно же, остается риск, что для расчета бизнес-плана будет использоваться какой-либо шаблон бизнес-плана, но во всяком случае на базе существующего шаблона Excel позволяет вносить любые изменения.
После того, как вы проговорили о возможных "инструментах" написания бизнес-плана необходимо обговорить основные процедуры. Хороший бизнес-план всегда требует доработки, поэтому не соглашайтесь на такие условия, когда вы получаете написанный бизнес-план, который в свою очередь является результатом проделанных работ и окончанием взаимоотношений между инвестором и исполнителем (консультантом). Чтобы получить сбалансированный и оптимальный бизнес-план необходимо постоянное общение между заказчиком и исполнителем не только в процессе написания бизнес-плана, но и по его завершению. Такая схема как: "Консультант собирает необходимую информацию, работает с данными и выдает готовый результат" - не приемлема! Обязательно по завершению написания так называемого "первого драфта" бизнес-плана необходимо проговорить все предпосылки и расчеты бизнес-плана с заказчиком, указать на "слабые" стороны проекта, предложить пути оптимизации, рассмотреть несколько версий. В процессе диалога заказчика и исполнителя внести соответствующие изменения, еще раз проговорить все организационный, технические аспекты проекта, способы финансирования и проанализировать полученные результаты.
Как должен выглядеть финансовый план?
Вариантов исполнения финансовых планов множество. Он может состоять из большого количество всевозможных операционных блоков (бюджет продаж, смета инвестиционных затрат, и другие), расчетных форм (например, расчет затрат на производство, расчет фонда оплаты труда), но обязательно должен содержать информацию о движении денежных средств, финансовых результатах и, по возможности, прогнозный баланс. БДДС (Бюджет Движения Денежных Средств) - отображает денежные потоки по статьям и в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и является индикатором того, что денежных средств будет достаточно для реализации намеченных целей. БДР (Бюджет Доходов и Расходов) - отображает информацию о ежемесячно получаемой прибыли от деятельности предприятия, что позволяет оценить рентабельность деятельности предприятия в целом и вложенных денежных средств в частности. Прогнозный баланс - отображает информацию о текущих активах предприятиях - их ликвидность и за счет чего они были образованы (статьи пассива), также баланс несет в себе информацию о финансовой устойчивости предприятия.
Самое главное, чтобы все формы, в том числе и главные бюджетные формы были связаны между собой, это будет гарантом того, что запланированные показатели по факту реализуемы. Если связь отсутствует между формами, то есть вероятность того, что полученные данные могут быть противоречивыми друг другу, а модель не реализуема.
Подводим итоги
Мы рассмотрели практику создания бизнес-планов для частных инвесторов. Стоит оговориться сразу, что эта практика не распространяется на написание дорогостоящих бизнес-планов для крупных компаний, например, бизнес плана по выводу нового продукта на рынок. Над таким бизнес планом работает целая группа специалистов, которая прорабатывает досконально всю получаемую информацию от заказчика, самостоятельно или с привлечением профильных компаний проводит маркетинговые исследования, изучает технологические и производственные процессы предприятия.
Итак, мы получили готовый бизнес-план и планируем открывать бизнес. Использовать бизнес-план только для того, чтобы принять решение об инвестировании - это тоже самое, что выкидывать деньги на ветер. Финансовый план может быть в дальнейшем использован для процесса моделирования и бюджетирования.
С момента написания бизнес-плана и до момента начала финансово-хозяйственной деятельности открываемого предприятия может пройти достаточно много времени, соответственно, бизнес-план должен быть актуализирован с учетом последних изменений. Для того, чтобы эффективно управлять создаваемым предприятием необходимо осуществлять контроль за его деятельностью. В качестве инструмента контроля можно на первое время использовать бизнес-план, как будущий прототип системы бюджетирования. Собирая фактические данные о расходах и доходах, с помощью модели бизнес-плана можно контролировать исполнение бюджета (заданных параметров) и производить анализ отклонений. Это позволит будущему собственнику предприятия или управленцу вовремя принимать необходимые управленческие решения.
Бизнес-план для оценки инвестиционных проектов действующих предприятий
Обычно, бизнес-план в рамках действующего бизнеса подразумевает также и моделирование текущей деятельности предприятия с учетом изменившихся предпосылок, например, открытие новой бизнес-единицы, или расширение видов деятельности, в которых предприятие принимает участие. В таких случаях рассматривать бизнес-план как отдельный проект не совсем корректно, так как в любом случае часть издержек можно переложить на уже действующий бизнес, то есть происходит так называемая экономия на масштабах. Как минимум мы уже можем сэкономить на административных расходах, связанных с управлением новой бизнес-единицы или развитием нового вида деятельности.
Однако стоит учесть, что целью расчета бизнес-плана в данном случае не всегда будет являться его окупаемость и чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта. В таких расчетах важно определить эффективность вложений не только в новой инвестиционный проект, но и влияние данных инвестиций на финансовые результаты всей компании в целом. В такой ситуации имеет смысл закладывать расчет инвестиционного проекта в рамках бюджетирования и стратегического планирования. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.
Статья написана специалистами компании "Бэстконсалт" для журнала "Консультант".