Этапы постановки системы управленческого учета
В данном разделе мы говорим о том, какие работы на наш взгляд необходимо проделать специалистам, осуществляющим постановку системы управленческого учета на предприятии. Сразу оговоримся, мы рекомендуем данную методику и последовательность проводимых мероприятий не только для профессиональных консультантов, но и для специалистов финансово-экономического блока, так как, обладая высококвалифицированными специалистами, предприятия самостоятельно способно осуществить постановку системы управленческого учета без привлечения сторонних специалистов. Данные рекомендации имеют обобщающий рекомендательный характер. Для успешной реализации проекта постановки управленческого учета на предприятии необходимо более детально изучить каждый пункт предложенных рекомендаций.
1. Перед тем как начать проект необходимо определить рамки проекта. Под рамками проекта подразумевается масштабы и границы предстоящих работ. Нам необходимо определить, что будет охватывать данная система, т.е. фактически определить функциональные возможности будущей системы и те работы (включая разработку методологических документов), которые будут сделаны в рамках данного проекта.
2. Ни для кого не секрет, что начинать любой проект приходиться с обследования. Процесс обследования или диагностики предприятия включает в себя получение необходимой информации о различных бизнес-процессах и о финансовой и организационной структуре предприятия. При разработке системы управленческого учета мы должны учесть множество факторов влияющих на создаваемую методику управленческого учета. Мы должны иметь четкое представление об основной информации по предприятию:
2.1 Организационная и финансовая структура
2.2 Виды деятельности (основные и вспомогательные)
2.3 Производственная цепочка, номенклатура продукции, товаров услуг
2.4 IT – инфраструктура (каналы связи, оборудование и т.д.)
3. Для того, чтобы создать систему управленческого учета необходимо разработать методологию или, другими словами, стандарты учета и учетную политику. Без единой методики ведения учета, без понятных и однозначно воспринимаемых принципов учета система не будет работать корректно. В стандартах управленческого учета обязательно должно быть описаны принципы отнесения финансово-хозяйственных операций к тем или иным видам операций (статьям, проводкам или счетам), методы калькулирования производственной и списания себестоимости реализации продукции и товаров. Необходимо также определить используемые аналитические справочники (в т.ч. план счетов и/или справочник статей доходов и затрат, справочник бюджетных единиц, центров финансовой ответственности и т.д.)
4. Когда методологический этап проекта завершен можно приступать к автоматизации системы управленческого учета. Согласно требованиям и принципам, заложенным в стандартах учета и учетной политики, подбирается подходящий программный продукт. Программный продукт должен обладать достаточной функциональностью для решения поставленных задач, при этом по возможности обладать невысокой ценой и что наиболее важно – удобством работы пользователей в системе, простотой в настройке системы и невысокой стоимостью технической поддержки системы.
5. После того, когда был выбран программный продут необходимо написать техническое задание на разработку автоматизированной системы. Очень часто разработка технического задания происходит параллельно с настройкой системы. Это считается допустимым, так как в процессе разработки системы обычно принимаются решения об изменение того или иного функционала системы либо определенной процедуры или алгоритма, либо изменение элементов справочника или отчетных форм.
6. Внедрение системы включает в себя не только процесс настройки, но и последующее тестирование и опытную эксплуатацию системы. В процессе тестирование системы проверяется работа всех заданных алгоритмов. В процессе опытной эксплуатацию выявляются ошибки или недоработки в системе обнаруженные в процессе работы пользователей с реальными данными, однако при этом пользователи продолжают работать и в старой системе, либо формировать управленческую отчетность вручную по старым принципа, сравнивая полученные данные с данными и отчетами в системе.
7. По окончании опытной эксплуатации системы и устранении всех обнаруженных ошибок, происходит ввод системы в промышленную эксплуатацию. При переходе системы в промышленную эксплуатацию пользователи полностью отказываются от работы в старых системах по старым принципам, т.е. все финансово-хозяйственные операции учитываются только в новой системе. На этапе промышленной эксплуатации группой технической поддержки осуществляются работы по поддержанию системы, консультации пользователей и обновление системы.
Вернуться к разделу "Управленческий учет, финансовый учет и управленческая отчетность"
|