" Потенциал, потери!, поток
    Контроллинг
    Управленческий учет
    Бюджетирование
    Стратегическое управление
    Бизнес-планирование
    ИТ - Консалтинг
    Автоматизация
    Бизнес Консалтинг
    Наши Клиенты
    Контакты
    Консалтинговые услуги
Консалтинговые услуги
Контроллинг затрат
Стратегическое планирование
Управленческий учет
Финансовое планирование
KPI
Консолидация
Бизнес-планирование
ТЭО, Оценка
Восстановление отчетности
Аудит
ИТ-Консалтинг
Финансовый анализ
Управление госкомпанией

Автоматизация
Автоматизированные системы
Системы учета
Системы планирования
ERP-системы
Финансово-аналитические системы
CRM
Автоматизация малого бизнеса
Автоматизированные системы (список)

Полезная информация
Консалтинговые услуги
Цены
Бесплатные консультации
Вакансии
Статьи
Глоссарий

Клиентская служба:

E-mail: info@bestconsult.ru

Потенциал, потери!, поток


ПОТЕНЦИАЛ - совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области, например, военный потенциал какой-либо страны - совокупность ее экономических, морально-политических и военных ресурсов для ведения войны.


ПОТЕНЦИАЛ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА, ССУДНЫЙ - размер суммы, на которую отдельный коммерческий банк может без риска увеличить массу денег в обращении путем предоставления новых займов гражданам и фирмам (или приобретения у них ценных бумаг); сумма, равная избыточному резерву этого коммерческого банка.


ПОТЕНЦИАЛ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ - 1. реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов; 2. имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов.


ПОТЕНЦИАЛ ФИРМЫ, АКВИЗИТОРСКИЙ - способность стимулировать спрос на производимые и реализуемые фирмой товары, удержать этот спрос.


ПОТЕРИ - часть производственных ресурсов (рабочая сила. средства и предметы труда), которая была израсходована без отдачи без получения продукции, вообще не использовалась, то есть не функционировала, простаивала.


ПОТЕРИ, КУРСОВЫЕ - убытки, связанные с изменение валютного курса. К.п. относятся на финансовые результаты деятельности предприятия и отражаются по дебету счета "Прибыли и убытки".


ПОТЕРИ ОТ БРАКА - непроизводительные затраты в результате брака продукции: определяются следующим образом: к себестоимости окончательного брака прибавляют расходы по устранению дефектоустранимого брака. Из полученной суммы вычитают стоимость забракованной продукции по цене возможного ее использования и суммы взысканий ущерба с виновников.


ПОТЕРИ ОТ ДЕФИЦИТА - убытки, которые несет поставщик и/или предприятие-потребитель из-за недопоставки или срыва поставки. Убытки поставщика могут выражаться суммой штрафа за недопоставку, разницей между стоимостью обычной и экстренной доставки продукции потребителю и т. д. Убытки предприятия-потребителя выражаются в простое производства, неэкономичной замене материалов и т. д.


ПОТЕРИ ОТ НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЛОЖЕНИЯ (КАПИТАЛА) - потенциальный доход от вложения средств в наилучший из отвергнутых инвестором вариантов.


ПОТЕРИ ОТ ПОРЧИ ЦЕННОСТЕЙ - потери, вызванные порчей товарно-материальных ценностей при их хранении. Списание потерь производится на счета виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то суммы потерь в соответствии с установленным порядком списываются на издержки производства. Потери, связанные с ненадлежащим хранением товарно-материальных ценностей учитываются на счете "Недостачи и потери от порчи ценностей". По дебету счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" проводятся: по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям -их фактическая себестоимость: по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость. По недостачам и потерям от порчи материальных ценностей записи производятся по дебету счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" с кредита счетов учета ценностей. По кредиту счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражается списание: недостач и потерь от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли - на счета по учету материальных ценностей или издержек производства и обращения; недостач ценностей сверх норм убыли, потерь от порчи, а также похищенных ценностей - в дебет счета "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба"; недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостач и хищений товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков - на счета издержек производства или обращения.


ПОТЕРИ ОТ ПРОСТОЯ - потери, вызванные простоем оборудования и рабочих. Сюда относятся: заработная плата рабочих за время простоя или доплата, когда рабочие во время простоя использовались на менее квалифицированных работах; расход энергии и топлива во время простоя и др. Простои оформляются простойными листами, рапортами или актами. Потери от внутренних простоев в цехах списываются на общецеховые расходы. Потери по внешним причинам уменьшаются на суммы, взысканные с поставщиков, по вине которых вызваны простои, и относятся на общепроизводственные расходы. На общепроизводственные расходы относятся также потери от простоя всего предприятия. Отдельного счета для учета простоев нет, и поэтому их относят на счет "Общепроизводственные расходы" или счет "Общехозяйственные расходы". Простои могут возникнуть на производстве по ряду причин: при неисправности станков, оборудования; при отсутствии материалов, сырья, работы (заказов); в результате сбоев в электроснабжении предприятия, а также прекращения подачи газа, воды и т. д.: в результате возникшего стихийного бедствия. Простои по внутрипроизводственным причинам списываются на себестоимость продукции. Следовательно, при простое по внутренним причинам себестоимость продукции увеличивается. В случае простоя по внешним причинам не компенсируемые виновниками потери включаются во внереализационные расходы. Учет потерь и недостач материальных ресурсов ведут в соответствии на счете "Недостачи и потери от порчи ценностей". Отражаются суммы обнаруженных потерь следующей записью: Дебет "Недостачи и потери от порчи ценностей". Кредит "Материалы" ("Основное производство", "Полуфабрикаты собственного производства", "Вспомогательные производства", "Готовая продукция" и т. д.). Если виновные лица не были установлены, то руководитель дает разрешение на списание суммы недостачи на себестоимость продукции и на всю сумму делается бухгалтерская проводка: на сумму недостачи в пределах норм естественной убыли при хранении в цехах и в составе незавершенного производства: Дебет "Общепроизводственные расходы", Кредит "Недостачи и потери от порчи ценностей": на сумму недостачи в пределах норм естественной убыли при хранении на складах: Дебет "Общехозяйственные расходы". Кредит "Недостачи и потери от порчи ценностей".


ПОТЕРИ, НЕПЛАНИРУЕМЫЕ - потери, непосредственно не связанные с хозяйственной деятельностью предприятий и поэтому не отражаемые в планах; включают безнадежные долги, штрафы, пени и неустойки, уплаченные поставщикам, убытки прошлых лет, выявленные и учтенные в отчетном периоде. При ревизии исследуют документальное основание, целесообразность и законность списания потерь в зависимости от их видов, группируют потери в накопительных ведомостях по причинам возникновения и виновным лицам.


ПОТЕРИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В НЕДРАХ И ПРИ ОБОГАЩЕНИИ - к П.п.и.в.н.и.п.о. относят: 1) потери минерального сырья в недрах при добыче - часть запасов полезного ископаемого, не извлеченного из недр при разработке месторождения, а также добытого, но отправленного в породные отвалы, оставленного в местах складирования, погрузки и на транспортных путях горного предприятия; 2) потери полезного ископаемого и полезного компонента при обогащении - часть минерального сырья и содержащихся в нем полезных компонентов, не извлеченная из добытых (переработанных) запасов и оставшаяся в отходах (хвостах) обогащения.


ПОТЕРИ, ТОВАРНЫЕ - естественная убыль товаров при перевозках, хранении и продаже в пределах установленных норм естественной убыли, а также сверхнормативная убыль, в том числе: частичная или полная потеря качества товаров; отходы, образующиеся при реализации товаров; уценка товаров при потере их качества или порче.


ПОТОК ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ - сумма доходов корпорации до начисления износа, истощения природных ресурсов, амортизации и других безналичных расходов.


ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ - разность между суммами поступлений и выплат денежных средств компании за определенный период времени (обычно за финансовый год).


ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ ВАЛОВЫЙ - разница между денежными поступлениями и выплатами компании (обычно на конец финансового года); деньги, которые остаются у компании для инвестиций, выплаты дивидендов, уплаты налогов.


ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - превышение платежей компании над поступлениями; О.д.п. не всегда однозначно свидетельствует об убыточной деятельности и может носить временный характер, связанный, например с условиями оплаты за поставляемую продукцию и т.д.


ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ СВОБОДНЫЙ - денежный поток, которым располагает компания после финансирования всех инвестиций, которые она находит целесообразным осуществить; определяется как прибыль от основной деятельности после уплаты налогов плюс амортизация минус инвестиции; считается, что наличие значительного по величине свободного денежного потока является привлекательным для лиц, активно занимающихся скупкой контрольных пакетов акций корпораций (рейдеров).


ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ ЧИСТЫЙ см. СРЕДСТВА, ЧИСТЫЕ СВОБОДНЫЕ.


ПОТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДИСКОНТИРОВАННЫЙ - результат, полученный в процессе дисконтирования; в данном случае под этим действием понимается приведение к настоящему моменту будущих потоков денежных средств, используя для этих целей прогнозируемую ставку процента. К такому дисконтированию потоков наличности прибегают тогда, когда выбирают варианты инвестиций в конкурирующие проекты. Наиболее надежный метод решения вопроса о том, какой проект лучше и какова ценность каждого из проектов - определить чистую приведенную стоимость каждого проекта с учетом всех дисконтированных ожидающихся чистых поступлений наличности. При расчете чистой приведенной стоимости будут учитываться первоначальные инвестиции. Проект с положительной чистой приведенной стоимостью стоит разрабатывать, проект с самой высокой чистой приведенной стоимостью - лучший. Причина дисконтирования состоит в том, что если кому-либо предложили выбор между получением денежного подарка сейчас или получением той же самой суммы в течение года, то он естественно выберет подарок сейчас. Можно инвестировать эти деньги в течение года под проценты или купить товары в настоящий момент, а не позже, используя или, следовательно, на год больше или избежав возможного повышения цен. Эта учетная ставка будет связана со ставкой ссудного процента. Таким образом, если кто-то хочет знать текущий эквивалент суммы денег, которые должны быть уплачены или получены в будущем, эта сумма должна быть дисконтирована.


ПОТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ - превышение денежных поступлений компании над платежами.


ПОТОК НАЛИЧНОСТИ см. ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ.


ПОТОК, ФИНАНСОВЫЙ - 1. перелив финансовых ресурсов через посредников, в том числе из капиталоизыточных секторов экономики в сектора, ощущающие нехватку капитала; 2. направления использования финансовых ресурсов.


ПОШЛИНА - вид налога на потребление, взимаемого с тех физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (например, заключение договоров об аренде, передача ценных бумаг, соглашения об опеке).


ПОШЛИНА, БИРЖЕВАЯ - денежный сбор, взимаемый биржевым комитетом с покупателей ценных бумаг за право совершения биржевых сделок (обычно в размере 2% продажной цены).


ПОШЛИНА, ВЕКСЕЛЬНАЯ - вексельной пошлиной является денежная сумма, уплачиваемая единовременно векселедержателем в доход соответствующего бюджета за совершение нотариусом протеста переводного векселя в неакцепте или недатирования акцепта, протеста векселя в неплатеже, протеста простого векселя в недатировании отметки о предъявлении. Размеры вексельных пошлин, а также порядок их уплаты устанавливаются законодательством.


ПОШЛИНА, ВНЕШНЕТОРГОВАЯ - государственный сбор (налог), которым облагаются товары, пропускаемые через таможенную границу данной страны. По методам исчисления и способам применения различают В.п., определяемые как кредит к цене облагаемых товаров ("ad valorem"); или в форме твердых ставок за соответствующую единицу измерения. Список товаров, облагаемых В.п., и ставки таможенных пошлин приводятся в таможенном тарифе.


ПОШЛИНА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ - денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, милиция, загсы, государственный арбитраж и т. д.) за совершение действий в интересах предприятия, организации, учреждения и отдельных граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение.


ПОШЛИНА, ДОРОЖНАЯ - вид внутренних пошлин; оплата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам.


ПОШЛИНА, ПАТЕНТНАЯ - плата за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом.


ПОШЛИНА, ПОРТОВАЯ -сумма, уплачиваемая судовладельцами за возможность войти в док в некоторых портах и гаванях.


ПОШЛИНА, СУДЕБНАЯ - плата предприятий, учреждений, организаций и граждан за рассмотрение исковых заявлений и кассационных жалоб судебными учреждениями, а также за выдачу им копий бумаг и документов.


ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ - налог, который взимается в связи с ввозом иностранного товара в страну (импортная пошлина), вывозом отечественного товара за границу (экспортная пошлина) или при транзите товара (транзитная пошлина). В современных таможенных тарифах устанавливаются три вида пошлин: адвалорная (пошлина с цены товара), специфическая (пошлина с количества товара), комбинированная, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. В современной таможенной политике роль адвалорных пошлин растет.


ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ АДВАЛОРНАЯ - таможенная пошлина, взимаемая с грузовладельца в процентах от цены товара, в отличие от твердых ставок за единицу товара (специфическая пошлина). Например, в Японии большинство пошлин в таможенном тарифе - адвалорные.


ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ ОСОБАЯ - виды таможенных пошлин, устанавливаемых Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию РФ в целях защиты экономических интересов РФ в случаях, когда такой ввоз наносит или может нанести ущерб этим интересам. Особые виды таможенных пошлин являются временными, устанавливаются для каждого отдельного случая ввоза товаров на таможенную территорию РФ и подлежат уплате дополнительно к обычным ввозным таможенным пошлинам. Подразделяются на: 1) специальные пошлины; 2) антидемпинговые пошлины; 3) компенсационные пошлины.


ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ - таможенная пошлина, применяемая в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств или союзов.


ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ СПЕЦИФИЧЕСКАЯ -таможенная пошлина, взимаемая с грузовладельца по твердым ставкам за единицу товара, в отличие от адвалорной пошлины, которая взимается в процентах от цены товара, облагаемого пошлиной.


ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ ТРАНЗИТНАЯ - таможенная пошлина, взимаемая при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране.


ПОЯСНЕНИЯ - поясняющее замечание, объяснение.


ПОЯСНЕНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ И ОТЧЕТУ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ - пояснения, раскрывающие учетную политику организации и обеспечивающие пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые им необходимы для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и финансового результата ее деятельности. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать следующие дополнительные данные: о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов; о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств; о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств; о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений; о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности; об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации; о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, его дочерних и зависимых обществ; о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода; о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности; об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта; о составе затрат на производство (издержках обращения); о составе прочих внереализованных доходов и расходов; о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации. В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.




ПРАВА - охраняемая законом возможность что-либо делать; возможность поступать каким-либо образом.


ПРАВА АУДИТОРОВ - совокупность прав аудиторов и аудиторских фирм, включающая право: самостоятельно определять формы и методы проверки, исходя из требований нормативных актов, условий договоров с субъектом или содержания поручения государственных органов; проверять в полном объеме: документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей; получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения; получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц; привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке: аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов из других аудиторских фирм, иных специалистов; отказаться от проведения аудиторской проверки в случае: непредоставления проверяемым субъектом необходимой документации, необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.


ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ РФ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) Российской Федерации в области бюджетной деятельности, осуществляемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ. Б.п. правового статуса, можно подразделить на две группы: 1)Б.п. РФ как суверенного единого и неделимого федеративного государства; 2) Б.п. РФ в отношении собственного (на федеральном уровне) и нижестоящих бюджетов (на уровне субъектов федерации). Первая группа Б.п. основана на конституционных нормах, устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Следовательно, РФ имеет такие Б.п., которые распространяются на все ее субъекты и органы местного самоуправления.


ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ РФ - Б.п. РФ по отношению к бюджетам ее субъектов включает в себя: 1) утверждение дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджета субъектов РФ; 2) определение размеров дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ; 3) определение размеров субвенции для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевых направлений использования и иных условий их предоставления; 4) принятие специального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций из федерального бюджета и их использования; 5) закрепление за бюджетами субъектов РФ на срок не менее чем пять лет любых регулирующих доходов и передача в эти же бюджеты своих закрепленных доходов в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части минимальных бюджетов нижестоящего территориального уровня; 6) определение расходной части минимального бюджета субъектов РФ, гарантируемой своими финансовыми возможностями: 7) осуществление контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства; 8) возмещение выпавших доходов и ущерба, причиненного бюджетам субъектов РФ в результате своих правомерных и неправомерных действий.


ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ РФ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - Б.п. РФ, которые включают права по формированию, распределению и использованию федерального бюджета. К ним относятся: 1) право на свой бюджет (федеральный); 2) право на получение закрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет; 3) право на определение направлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств по этим направлениям; 4) право на организацию и осуществление бюджетного процесса (планирование, рассмотрение, утверждение и исполнение федерального бюджета); 5) право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения: 6) право утверждать перечень защищенных статей текущих расходов федерального бюджета; 7) право на утверждение оборотной кассовой наличности в составе федерального бюджета. (Оборотная кассовая наличность образуется за счет остатков средств по федеральному бюджету на начало нового финансового года. Она может быть использована в течение года на покрытие временных кассовых разрывов (несовпадение по времени должного поступления денежных средств в бюджет с их плановым использованием). В конце финансового года оборотная кассовая наличность должна быть восстановлена до утвержденного при ее образовании уровня; 8) право на образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета; 9) право на законодательное регулирование всех вопросов по формированию, распределению и использованию федерального бюджета; 10) право на утверждение порядка реализации стадий бюджетного процесса на федеральном уровне; 11) право на определение перечня регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета: 12)право на уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения: 13) право на введение механизма секвестра по федеральному бюджету; 14) право на утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.


ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУБЪЕКТОВ РФ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) субъектов РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. По направленности Б.п.с. РФ можно подразделить на три группы: 1) бюджетные права по отношению к федеральному бюджету; 2) бюджетные права по отношению к собственному бюджету; 3) бюджетные права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. Все субъекты РФ обладают равными бюджетными правами по всем трем направлениям.


ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЮДЖЕТАМ НИЖЕСТОЯЩЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ - в рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную систему и составляют консолидированные бюджеты. Субъекты РФ имеют право принимать нормативные акты, регулирующие их бюджетную деятельность и бюджетные права органов местного самоуправления. Однако эти акты не должны противоречить федеральному законодательству. По решению представительных органов власти субъекты РФ имеют право предоставлять процентные и беспроцентные ссуды за счет средств своего бюджета исполнительным органам власти других уровней, а при необходимости получать такие ссуды из других бюджетов. Территория субъектов РФ включает в себя административно-территориальные образования, имеющие самостоятельные бюджеты. Это предопределило наличие у них определенных бюджетных прав по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. Среди них, в первую очередь, следует назвать право утверждать нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня (в местные бюджеты). На субъектах РФ лежит обязанность обеспечивать установленный федеральным законодательством уровень закрепленных доходов местных бюджетов. В целях обеспечения необходимого уровня доходной части соответствующих местных бюджетов субъекты РФ могут также закреплять за этими бюджетами любые регулирующие доходы на долговременной основе (на срок не менее 5 лет) и передавать им свои закрепленные доходы. Субъектам РФ предоставлено право распределять отдельные виды доходов между своим бюджетом и бюджетами нижестоящего территориального уровня. Виды доходов, распределяемые субъектами РФ, определены бюджетным законодательством РФ. В необходимых случаях субъекты РФ имеют право предоставлять в нижестоящие бюджеты дотации и субвенции. Обладая правом на компенсационное возмещение из федерального бюджета, субъекты РФ сами, в свою очередь, несут материальную ответственность перед бюджетами нижестоящего территориального уровня. В рамках своей компетенции субъекты РФ имеют право осуществлять контроль за бюджетной деятельностью соответствующих административно-территориальных образований.


ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОБСТВЕННОМУ БЮДЖЕТУ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) субъектов РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ по отношению к собственному бюджету. Наличие права на бюджет предполагает и другие права, связанные с его формированием, распределением и использованием. Субъекты РФ имеют право на получение закрепленных доходов за своими бюджетами, предусмотренных федеральным законодательством. Субъекты РФ имеют также право на получение отчислений от регулирующих источников доходов, утверждаемых федеральными органами при принятии федерального бюджета. Субъекты РФ имеют право на получение дотаций и субвенций из федерального бюджета. При этом они несут ответственность за использование полученных средств и отчитываются за это перед федеральными органами. Субъекты РФ самостоятельно определяют направления расходов своих бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям. В составе своих бюджетов субъекты РФ имеют право образовывать резервные и иные целевые фонды. Им предоставлено право образовывать оборотную кассовую наличность в составе своих бюджетов и использовать ее на покрытие временных кассовых разрывов. В пределах предоставленной компетенции субъекты РФ в лице представительных и исполнительных органов власти самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют свои бюджеты. Они же утверждают и отчет об исполнении бюджетов, а также осуществляют контроль за исполнением своих бюджетов. Если в ходе исполнения бюджетов образуются дополнительные доходы, то субъекты РФ имеют право оставлять их в своем распоряжении и использовать по своему усмотрению. В необходимых случаях субъекты РФ могут вводить механизм секвестра. Законодательство РФ предусматривает право субъектов РФ на компенсационные возмещения из федерального бюджета. Однако если представительные органы власти субъектов РФ в нарушение своей компетенции принимают решения, исполнение которых ведет к нанесению ущерба федеральному бюджету, то возмещение этого ущерба должно производиться из бюджета соответствующего субъекта РФ. Таким образом, устанавливается взаимная ответственность представительных органов власти РФ и ее субъектов.


ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ОТНОШЕНИЮ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) субъектов РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ по отношению к федеральному бюджету. Каждый субъект РФ участвует в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Эта группа прав выражается в конкретном участии всех субъектов РФ в осуществлении бюджетных прав, принадлежащих непосредственно РФ. Такое участие обеспечивается представительством субъектов РФ в федеральных представительных и исполнительных органах государственной власти. Участие субъектов РФ в составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении федерального бюджета способствует обеспечению сочетания интересов Российской Федерации сих собственными интересами.


ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РФ - к Б.п. РФ как единого и неделимого суверенного федеративного государства можно отнести: 1) установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной системе РФ; 2) определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и в бюджет развития; 3) определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 4) установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системе РФ; 5) установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного уровня; 6) утверждение единых бюджетных классификаций, действующих на всей территории РФ, и их видов; 7) установление принципов и основ организации бюджетного процесса в РФ независимо от уровня его осуществления; 8) установление основ бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления: принципов бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами; 9) осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного законодательства на всей территории РФ; 10) установление общей системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней; 11) составление консолидированного бюджета РФ. Осуществление перечисленных Б.п. РФ направлено на проведение единой финансово-бюджетной политики на всей ее территории


ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА - совокупность законных возможностей и должных действий управляющей компании, которая является доверительным управляющим имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд. Она имеет право распоряжаться, в том числе отчуждать и закладывать составляющее его имущество в соответствии с правилами паевого инвестиционного фонда. Типовые правила предусматривают ограничения по распоряжению имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд. Управляющая компания вправе осуществлять дробление инвестиционных паев, которое состоит в кратном увеличении числа инвестиционных паев, принадлежащих всем их владельцам. Дробление инвестиционных паев предназначено для повышения их ликвидности, поскольку позволяет снизить цены их размещения и выкупа.


ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, ГРАЖДАНСКИЕ - понятие, употребляемое в гражданском праве для обозначения прав и обязанностей граждан страны, составляющих содержание гражданского правоотношения.


ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В АУДИТЕ - одна из целей аудиторской проверки. Заключается в том, чтобы убедиться, что компания имеет права на все отраженные в учете пассивы, которые представляют собой всю кредиторскую задолженность компании на дату составления баланса.


ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - налогоплательщик имеет право: получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты; представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего законного или уполномоченного представителя; выбрать метод ведения налогового учета для исчисления и уплаты налогов (сборов); использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленными законодательно; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством; представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов (сборов); присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копию акта налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в установленный срок с момента получения указанного акта представить письменные мотивы (обоснования) отказа подписать этот акт либо подписать этот акт с возражениями (разногласиями) по его отдельным положениям. Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных налоговых проверок; на неразглашение сведений о нем, составляющих налоговую тайну, обжаловать в соответствии с действующим законодательством требование налогового органа об уплате налога (сбора) и другие решения, а также действия или бездействие налоговых или иных органов и их должностных лиц.


ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА - совокупность норм и правил, устанавливаемых для главного бухгалтера в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете". Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других). В организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации. Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации. За невыполнение или недоброкачественное выполнение своих обязанностей главный (старший) бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Должностной оклад заработной платы главного бухгалтера устанавливается, как правило, на уровне оклада заместителя руководителя организации. При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя организации), в процессе которой производится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.


ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ - обусловленные законом, нормативными актами, учредительными документами возможности руководителя по организации учета на предприятии. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру -специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.


ПРАВА СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ - совокупность правовых норм поведения, дающая возможность осуществления управленческих функций. П.с.у. предоставляются под конкретные функции, цели, задачи.


ПРАВИЛА -1. организованная форма выражения обязанностей, устанавливаемых вышестоящими уровнями управления для нижестоящих; 2. совокупность требований, выполнение которых гарантирует создание определенных усилий лицами, к которым они обращены.


ПРАВИЛА, БАНКОВСКИЕ - правовые нормы, регулирующие деятельность кредитных организаций. Б.п. существуют преимущественно в форме инструкций, распоряжений, инструктивных писем и телеграмм Банка России. Подобные нормы обычно устанавливают правила выпуска ценных бумаг кредитными учреждениями, порядок оформления платежных и иных банковских документов, порядок банковских расчетов с помощью тех или иных платежных документов, правила осуществления различных банковских операций, в том числе правила обслуживания клиентов кредитными учреждениями. Нарушение банковских правил может служить основанием для применения к кредитным учреждениям санкций (наложение штрафов, отзыв или приостановление действия лицензии и пр.), а также стать причиной наступления для нарушителя иных неблагоприятных последствий.


ПРАВИЛА БАРРЕМА - правила, введенные в бухгалтерский учет в XVIII в. Ф. Барремом: 1) счет дебетуется, если на него записывается поступление ценностей хозяйства; 2) счет кредитуется, если на него записывается выбытие ценностей из хозяйства; 3) если выбытие ценностей не сопровождается поступлением других ценностей, то дебетуется счет лица, с которым выполняется расчет (счет собственника капитала); 4) если поступление ценностей не сопровождается выбытием других ценностей, то кредитуется счет лица, с которым выполняется расчет (счет собственника капитала), а затем дает обобщение: "то, что входит, должно тому, что выходит".


ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ, ОСНОВНЫЕ - правила ведения бухгалтерского учета в организациях установлены Законом "О бухгалтерском учете". Положением по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением о бухгалтерском учете и отчетности. Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия". Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами. Основными требованиями к ведению бухгалтерского учета являются: бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях; имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации; учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации. Организация ведет бухгалтерский учет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета; все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий; текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно; основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты.


ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО УЧЕТА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - правила, согласно которым должны обязательно соблюдаться следующие условия: сделки с ценными бумагами, совершаемые профессиональными участниками как от собственного имени, так и от имени клиентов, должны отражаться в регистрах внутреннего учета в день заключения до конца рабочего дня; внутренний учет собственных денежных средств и ценных бумаг профессиональных участников должен быть отделен от учета денежных средств и ценных бумаг клиентов. Для выполнения данного условия профессиональные участники обязаны открывать и вести в системе внутреннего учета аналитические счета для учета ценных бумаг и денежных средств, пронумерованные в соответствии с внутренним порядком нумерации счетов в системе учета, отдельно для каждого клиента; профессиональные участники обязаны регулярно представлять своим клиентам отчетность по результатам сделок с ценными бумагами, совершенных в интересах последнего. Данная отчетность должна отражать остатки денежных средств и ценных бумаг на счетах клиентов, а также по всем операциям с использованием средств и ценных бумаг клиента.


ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ - законодательно установленный порядок работы предприятий, организаций и учреждений с наличными деньгами. Эти правила регламентируют прием, выдачу наличных денег и оформление кассовых документов, ведение кассовой книги и хранение денег, ревизию кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины, признаки и правила определения платежное(tm) банковских билетов (банкнот) и монет Банка России, меры по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно -операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации


ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА - правила, определяющие трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, устанавливаемые администрацией по согласованию с местным комитетом профсоюза на основе типовых правил.


ПРАВИЛА ГАРРИСОНА - два правила, выдвинутые Ч.Гаррисоном в рамках теории стандарткости: 1) все расходы должны быть указаны в сопоставлении со стандартами (нормативами); 2) увеличение и уменьшение при сравнении действительных расходов со стандартами должно быть расчленено по причинам.


ПРАВИЛА ГРУППИРОВКИ БУХГАЛТЕРСКИХ ДОКУМЕНТОВ - свод определенных правил группировки в дела по видам и хронологии. Уставы, положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с указанными документами. Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу: подлинные экземпляры приказов по основной деятельности систематизируются и подшиваются вдела вместе с приложениями в порядке их номеров. Документы к приказам по основной деятельности группируются и подшиваются отдельно. Приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками их хранения. Документы, являющиеся основанием для издания приказа по личному составу, подшиваются в личные дела сотрудников или образуют самостоятельное дело приложений к данным приказам. Плановые и отчетные документы хранятся в делах того гола, к которому они относятся по своему содержанию, независимо от времени их составления или даты поступления. Документы в отчетах располагаются в определенной последовательности. Например, документы отчета о финансовой деятельности организации, состоящего из баланса, объяснительной записки и приложений к балансу, располагают в таком порядке: объяснительная записка к отчету, затем баланс и в конце -приложения. Лицевые счета сотрудников организации по заработной плате группируются в самостоятельные дела и располагаются в них в порядке алфавита. Протоколы заседаний совета трудового коллектива или собрания акционеров организации группируются по хронологии и порядку номеров. Документы, подготовленные к заседаниям, помещаются после протоколов в последовательности рассмотрения вопросов. Переписка группируется за календарный год и систематизируется в хронологической последовательности: документ-ответ помещается за документом-запросом. Обзоры, докладные записки, акты, справки и другие документы, отражающие основное содержание деятельности предприятия, группируются в одном деле при условии, что они касаются одного и того же вопроса. Папки с документами переплетаются. На титульном листе указываются наименование организации, название и порядковый номер в деле с начала года, отчетный период (год, месяц), номер ведомости, общее количество листов в деле, срок хранения дела.


ПРАВИЛА ГЕРСТНЕРА ДЛЯ ОЦЕНКИ АКТИВА - пять правил, выдвинутых П.Герстнером для выявления аналитических характеристик баланса: 1) чем больше сумма капитала вложена в оборотные средства в сравнении с основными, тем выше стоит предприятие в смысле ведения хозяйства, но масштаб соотношения этих двух величин зависит от вида предприятия; 2) чем выше сумма быстро оборачивающихся недолгосрочных, легкореализуемых статей актива сравнительно с суммой длительно оборачивающихся, труднореализуемых статей, тем благоприятнее в хозяйственном отношении впечатление, производимое балансом. Максимальный и минимальный пределы отношения этих сумм зависят от отрасли предприятия; 3) солидное предприятие должно избегать помещения своих средств во временные, может быть, и выгодные, но ненадежные виды имущества; 4) шансы получения прибыли на капитал, вложенный в оборотные средства, больше шансов на прибыль с основного имущества. Как в том, так и в другом случае шансы эти поднимаются вместе с увеличением риска. Чем больше шансов на прибыль представляет отдельная статья актива, тем больше и риск потери: 5) положение предприятия в финансовом отношении тем надежнее, чем выше ликвидность его актива. Степень ликвидности увеличивается с увеличением доступных, подвижных оборотных средств сравнительно с основным имуществом; она должна сообразовываться со срочностью обязательств.


ПРАВИЛА ГЕРСТНЕРА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПАССИВА - пять правил, выдвинутых П.Герстнером для выявления аналитических характеристик баланса: 1) чем выше сумма резервов по сравнению с уставным капиталом, тем прочнее финансовое положение: 2) чем меньше сумма вексельных обязательств какого-либо предприятия, тем лучше его финансовое положение; 3) чем выше сумма обеспеченных долгов по отношению к необеспеченным, тем ниже потенциальный кредит данного предприятия; 4) краткосрочные и долгосрочные обязательства должны находиться между собой в известном нормальном отношении, соответствующем виду предприятия и размеру наличного покрытия; 5) чем меньше сумма заемных средств по отношению к собственным, тем прочнее и надежнее финансовое положение предприятия. (Минимальный предел составляет полное отсутствие заемных средств, максимальный - приблизительное равенство заемных и собственных средств).


ПРАВИЛА ОРГАНИЗАТОРА ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - правила, утвержденные уполномоченным органом управления фондовой биржи или организатора внебиржевой торговли и согласованные с ФК ЦБ. П.о.т.на р.ц.б. регламентируют порядок заключения, сверки, регистрации и исполнения договоров купли-продажи ценных бумаг в рамках одной торговой системы (см. тж. СИСТЕМА, ТОРГОВАЯ).


ПРАВИЛА ПАЧОЛИ - принципы, выдвинутые в конце XV в. Л. Пачоли, согласно которым: 1) "нельзя никого считать должником (дебитором) без его ведома, даже если это показалось бы целесообразным"; 2) "нельзя считать никого верителем (кредитором) при известных условиях без его согласия".


ПРАВИЛА РИГЕРА - три принципа, сформулированных в рамках теории "номинального" баланса В. Ригером: 1) объектом бухгалтерского учета может быть только имущество, за которое заплачено; 2) прибыль предприятия есть разность между средствами, полученными при его ликвидации, и средствами, вложенными в него на момент открытия; 3) каждая хозяйственная операция содержит два элемента - прибыль и убыток.


ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином РФ. Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли). Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти представляется Минфину РФ, Минэкономики РФ и Госкомстату РФ: по унитарным предприятиям - не позднее 25 апреля следующего за отчетным года; по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли), - не позднее 1 августа следующего за отчетным года. Сводная годовая бухгалтерская отчетность объединения юридических лиц, созданного на добровольных началах организациями, представляется в порядке и сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения. Министерства и иные органы исполнительной власти представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов организаций, состоящих на бюджете, соответственно Минфину РФ и финансовым органам в установленные ими сроки. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.


ПРАВИЛА СТАНДАРТНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ПРАКТИКИ (Statement of Standard Accounting Practice, SSAP, Великобритания) - правила, сформулированные Комитетом по бухгалтерским стандартам (ASC) с 1976 по 1990 гг. ASC сформулировал целый ряд стандартов SSAP по самым различным направлениям бухгалтерского дела. Они содержали рекомендации для бухгалтеров о том, как отражать в отчетности амортизацию, товарно-материальные запасы, слияния, аренду и т. д. таким образом, чтобы минимизировать расхождения в отражении одних и тех же операций в разных компаниях. Эти стандарты выпускались отдельными профессиональными организациями под свою ответственность, которые и настаивали на их выполнении, причем организации требовали от аудиторов, чтобы те указывали в отчетах, следуют ли проверяемые ими компании этим стандартам. Закон о деятельности компаний 1989 г. ввел новое нормативное требование для крупных компаний, чтобы их документация соответствовала бухгалтерским стандартам или поясняла причины отклонения о них в комментарии к бухгалтерским отчетным документам. Игнорирование этого требования могло привести к судебному предписанию опубликовать бухгалтерские отчетные документы, прошедшие ревизию, причем расходы на проведение этой ревизии и могли быть возложены лично на конкретных руководителей компании. В 1990 г. Комитет по бухгалтерским стандартам был заменен правлением по стандартом бухгалтерского учета и отчетности, которое подтвердило все ранее изданные бюллетени стандартов.


ПРАВИЛА СТРУКТУРИЗАЦИИ БАЛАНСА - соотношение балансовых статей, которое анализируется в рамках финансового анализа. Структура баланса характеризуется следующими показателями: а) "горизонтальные" показатели отражают соотношения между имуществом и источниками его финансирования (например, степень его покрытия долгосрочным финансированием и степень ликвидности): анализ позволяет определить, насколько выполняются сроки погашения кредитов; б) "вертикальные" показатели характеризуют структуру активной части и структуру капитала (доля собственного капитала, коэффициент задолженности и др.), а также динамику, в частности, в сопоставлении со среднеотраслевыми показателями.


ПРАВИЛА, ТАМОЖЕННЫЕ - порядок и процедуры перемещения, таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, взимания таможенных платежей и их уплаты, предоставления таможенных льгот и применения таможенных ограничений.


ПРАВИЛА ФИНАНСИРОВАНИЯ - нормативы балансовых соотношений, обеспечивающих ликвидность, то есть финансовое равновесие в узком смысле. Одно из них - "золотое П.ф.", по которому необходимо согласование сроков получения и использования капитала применительно к отдельным инвестиционным решениям. Долгосрочные активы следует финансировать за счет долгосрочных источников, краткосрочные - за счет краткосрочного капитала. Соблюдение этого правила обеспечивает ликвидность лишь в том случае, если возвращаются инвестированные средства или же существует возможность пролонгирования или замены средств, требуемых на продолжительный период. К тому же, в сущности, сводится "золотое балансовое правило", согласно которому долгосрочное имущество не должно превышать долгосрочный капитал. Этот принцип конкретизируют применительно к отдельным группам статей баланса. Краткосрочный капитал не следует использовать для финансирования долгосрочных инвестиций. Основные фонды нужно финансировать за счет собственного капитала и долгосрочного заемного капитала. В более широком плане из этого вытекает, что за счет краткосрочного капитала можно финансировать лишь быстрооборачивающиеся элементы оборотных фондов.


ПРАВИЛО S-X (США) - правило, которое требует включать отчет об изменениях финансового положения (отчет о движении фондов) в финансовые отчеты, а также устанавливает требования для некоторых отраслей промышленности. Важный источник правил, касающихся подготовки финансовой отчетности для тех компаний, которые зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) в США.


ПРАВИЛО ВАНЬЕ - принцип, выдвинутый в 1840 г. И. Ванье и утверждающий, что бухгалтерский учет ведется от имени фирмы, а не собственника и, следовательно, собственник отвечает по долгам фирмы только в пределах своего вклада.


ПРАВИЛО ГАНТА - правило, сформулированное Х.Гантом в рамках концепции стандарт-костс и утверждающее, что все расходы сверх установленных норм должны относиться на виновных лиц и никогда не включаться в счета, отражающие затраты. Значение правила Ганта резко контрастирует с традиционным мнением, выраженным Д.Никольсоном и Д.Рорбахом: "В себестоимость продукции следует включать полностью все расходы по ведению предприятия, если только хотят получить действительную себестоимость".


ПРАВИЛО ГАРНЬЕ - правило, сформулированное П.Гарнье, согласно которому проблема эффективности бухгалтерского учета состоит не в экономии времени на решение учетных задач, а в предоставлении администрации максимально возможной информации с удовлетворительной точностью и в минимально сжатые сроки.


ПРАВИЛО ГЮГЛИ - принцип бухгалтерского учета, сформулированный Ф. Гюгли в рамках его варианта теории двух рядов счетов. Правило Гюгли утверждает: дебет есть увеличение в счетах имущества и уменьшение в счетах чистого имущества. Кредит есть уменьшение в счетах имущества и увеличение в счетах чистого имущества.


ПРАВИЛО ДЕГРАНЖА - принцип бухгалтерского учета, сформулированный Э.Дегранжем и утверждающий, что "дебетуется субъект получающий или объект увеличивающийся, кредитуется субъект выдающий или объект уменьшающийся". Однако это правило вошло в науку в редакции сына Дегранжа: "Тот, кто получает, - дебетуется, тот, кто выдает, - кредитуется". Эта последняя формулировка лучше передает смысл юридической теории Дегранжа-отца.


ПРАВИЛО ДЮМАРШЕ - положение, сформулированное Ж. Дюмарше, согласно которому счет, изменения которого входят в баланс с положительным знаком, - дебетуется; счет, изменения которого входят в баланс с отрицательным знаком, - кредитуется.


ПРАВИЛО МЕНДЕСА см. ФОРМА СЧЕТОВОДСТВА, ИТАЛЬЯНСКАЯ.


ПРАВИЛО ОЦЕНКИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАССИВА И АКТИВА ГЕРСТНЕРА - правило, выдвинутое П.Герстнером для выявления аналитических характеристик баланса: обе группы актива (основные и оборотные средства) должны быть обратно пропорциональны обеим категориям пассива (собственным и заемным средствам), то есть чем больше заемных средств у предприятия, тем настоятельнее необходимость в наличии ликвидных средств.


ПРАВИЛО СОРТЕРА - положение, выдвинутое Д.Сортером, согласно которому стоимость информации не должна превышать затрат на ее получение, поэтому всякая потеря информации должна приносить большие убытки, чем стоимость потерянных данных.


ПРАВИЛО ХИГГИНСА - правило, сформулированное Д.Хиггинсом в рамках теории центров ответственности и утверждающее, что каждую структурную единицу предприятия обременяют те и только те расходы и доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует.


ПРАВИЛО ШЕРА - общее правило расчета оборачиваемости для счетов, сформулированное И.Шером. Оно гласит: среднее арифметическое сальдо (может быть использована формула средней хронологической) служит делителем для суммы оборота противоположной счету стороны. Эта трактовка методики исчисления оборачиваемости является господствующей до сих пор (более сложная формулировка "поле оборачиваемости" принадлежит А.Рудановскому).

ПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА - орган, осуществляющий управление делами и представительство общества (компании) вовне. Другое название -Совет директоров. По российскому законодательству Совет директоров и Правление - разные органы. Последнее руководит деятельностью общества в период между собраниями акционеров и заседа

Алфавитный указатель

Аба | Аве | Авт | Аге | Агр | Акк | Ако | Акт1 | Акт2 | Акц1 | Акц2 | Акц3 | Але | Амо | Ана | Анн | Ант | Арб | Аре | Аре | Асс | Ауд1 | Ауд2 | Баз | Бал | Бан | Без | Биз | Бру | Вал | Вед | Вид | Воз | Вып | Гар | Гра | Дав | Дви | Ден | Дея | Див | Дог | Док | Дол | Дох | Еди | Жал | Заб | Зае | Зат | Ива | Изд | Изн | Инв1 | Инв2 | Инд | Кад | Кал | Кар | Кат | Кли | Кон1 | Кон2 | Коэ | Кре | Лаг | Лик | Маг | Мат | Мет | Миб | Наб | Нал | Нам | Нет | Обе | Обо | Объ | Обя | Опи | Орд | Отп | Отч | Отч2 | Офи | Оце | Паг | Пер | Пла | Пла2 | Пол | Пот | Пре | При | При2 | Про | Про2 | Раб | Рас | Рас2 | Рас3 | Рас4 | Раф | Реа | Рег | Сав | Сбо | Сбы | Себ | Сей | Сис | Ски | Сме | Сов | Соо | Спи | Сре | Сро | Ссу | Ста | Сто | Стр | Стр2 | Сум | Сче | Сыр | Тип | Тор | Таб | Тар | Убе | Уве | Упр | Ура | Усл | Уст | Уче | Учр | Фаб | Фин | Фор | Хай | Цел | Цен | Чар | Шер | Щел | Эва | Эфф | Юри | Ярл |


Искать в других глоссариях 

Искать в статьях и документах 



Ищем экономистов

   Консалтинговые услуги | Разработка стратегии | Финансовый учет | Планирование | Автоматизация | Автоматизированные системы | Консалтинговая компания | Консалтинг | Скачать учет | Скачать бюджет | Словарь Управленческий учет | Словарь финансовых терминов | Словарь бухгалтерских терминов