Регистр, регулирование
РЕГИСТР - 1. список чего-либо, указатель; книга для записей; 2. орган, издающий правила постройки различного типа судов торгового флота, наблюдающий за правильностью их постройки и осуществляющий технический надзор за их исправным состоянием в процессе эксплуатации.
РЕГИСТР, АКЦИОНЕРНЫЙ - список владельцев зарегистрированных акций, который ведет компания или по ее поручению специальная организация-регистратор.
РЕГИСТР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - документ, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Широко применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров - журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Кроме того, могут применяться специальные разработочные таблицы. Содержание Регистров бухгалтерского учета является коммерческой тайной.
РЕГИСТР В КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ, УЧЕТНЫЙ - документы для регистрации и группировки данных бухгалтерского учета хозяйства о наличии средств и операциях с ними. Для ведения учета в хозяйстве рекомендуются следующие регистры: книга учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма № 1-кх); книга учета продукции и материалов (форма № 2-кх); книга учета труда (форма № 3-кх); журнал учета хозяйственных операций (форма № 4-кх); ведомость финансовых результатов (форма № 5-кх).
РЕГИСТР ВНУТРЕННЕГО УЧЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ -регистры, которые обязан вести профессиональный участник, осуществляющий брокерскую деятельность или деятельность по управлению ценными бумагами: регистры учета сделок, регистры учета расчетов, регистры учета ценных бумаг. Информация в регистры заносится в хронологическом порядке. Профессиональный участник вправе вести регистры внутреннего учета без указания имен (наименований) клиентов. При этом каждому клиенту должен быть присвоен уникальный код.
РЕГИСТР ЛИЦЕВОГО УЧЕТА И ОБОРОТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - регистры, которые ведутся с целью отражения операций с собственными ценными бумагами профессионального участника. Для учета государственных ценных бумаг, с которыми совершается сделка, регистры лицевого учета ведутся по каждому выпуску. Для учета других ценных бумаг регистры ведутся по каждому эмитенту. Должны содержать следующую информацию: дата совершения сделки, данные об остатке ценных бумаг на начало рабочего дня, данные о сделках по покупке ценных бумаг за день, данные о сделках по продаже ценных бумаг за день, итоги оборотов (валовые результаты по покупке и продаже) ценных бумаг за день, остаток ценных бумаг на конец рабочего дня.
РЕГИСТР СВОДНЫХ ИТОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - регистр, заполняемый на основании данных регистров лицевого учета и оборотов по сделкам с ценными бумагами и регистров учета сделок клиентов.
РЕГИСТР СЧЕТОВ К ПОЛУЧЕНИЮ - регистр аналитического учета, содержащий счета расчетов с конкретными покупателями (заказчиками).
РЕГИСТР УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - регистры, предназначенные для обобщения информации о расчетах по операциям с клиентами. Ведутся в разрезе аналитических счетов учета расчетов как по денежным средствам, так и по ценным бумагам, по каждому клиенту. Должны содержать информацию о неисполненных обязательствах, в том числе о дате возникновения и дате исполнения обязательства.
РЕГИСТР УЧЕТА СДЕЛОК КЛИЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - регистры, предназначенные для отражения информации о сделках, совершенных профессиональным участником за счет и по поручению клиентов. Должны содержать следующую информацию: дата совершения сделки, данные о сделках, совершенных по поручению клиентов (номер поручения клиента, количество проданных/купленных ценных бумаг, цена проданных/купленных ценных бумаг), размер вознаграждения, взимаемого с клиента, итоги расчетов по сделкам, совершенным за счет и по поручению клиентов, которые затем переносятся в регистры учета расчетов.
РЕГИСТР УЧЕТА СДЕЛОК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - регистры, в которые вносится информация о всех сделках с ценными бумагами, поступлении и выплате денежных средств в течение рабочего дня. Регистры должны содержать следующую информацию: дата сделки, место совершения сделки, номер поручения клиента, вид сделки (покупка/продажа, иной вид сделки), номер и дата договора, номера корреспондирующих счетов, наименование эмитента, вид и количество ценных бумаг, цена одной ценной бумаги, сумма вознаграждения профессионального участника, суммы иных расходов, связанных с совершением сделки, итоговая сумма сделки.
РЕГИСТР УЧЕТА ЦЕННЫХ БУМАГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ -регистры, которые ведутся в форме регистров учета государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) и регистров учета иных ценных бумаг. Подразделяются на регистры лицевого учета и оборотов операций с ценными бумагами, регистры учета операций клиентов, регистры сводных итогов.
РЕГИСТР, УЧЕТНЫЙ - документ для регистрации и группировки данных учета. Классифицируются по назначению (хронологические, систематические, комбинированные), содержанию (синтетические и аналитические) и форме (двусторонние, односторонние, табличные и шахматные).
РЕГИСТР, ЦЕЛЕВОЙ - перечень единиц (объектов наблюдения), создаваемый в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами.
РЕГИСТРАТОР - 1. лицо в учреждении, осуществляющее регистрацию; 2. автоматический самозаписывающий прибор; 3. см. РЕГИСТРАТОР, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ; 4. официальный представитель регистра; 5. держатель реестра.
РЕГИСТРАТОР КОМПАНИЙ - официальное лицо, на которое возложена обязанность регистрации британских компаний. У Р.к. также имеется множество различных административных обязанностей, связанных с зарегистрированными компаниями, в число которых входят ведение регистра и реестра долговых обязательств/залогов, выдача свидетельств об учреждении компании, получение обязательной ежегодной отчетности.
РЕГИСТРАТОР, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению и хранению реестров владельцев именных ценных бумаг на основе договоров, заключенных с акционерными обществами. Основные функции С.р.: открытие и ведение лицевых счетов владельцев, номинальных держателей и залогодержателей ценных бумаг, на которых отражаются реквизиты этих лиц, количество, номинальная стоимость принадлежащих им или записанных на их имя ценных бумаг определенного типа и категории, а также результаты операций с этими ценными бумагами; фиксация в системе ведения реестра любых операций с ценными бумагами; учет и хранение документов, на основе которых производятся записи в системе ведения реестра; ответы на запросы зарегистрированных лиц, касающиеся эмитента, выпущенных им ценных бумаг и реестра их владельцев, информирование зарегистрированных лиц о таких важнейших событиях, как собрание акционеров эмитента или размещение нового выпуска ценных бумаг; ведение учета начисленных дивидендов по акциям и купонного дохода по облигациям; выдача выписок из реестра - документов, подтверждающих права зарегистрированных лиц на ценные бумаги. В выписке обязательно указывается, является ли зарегистрированное лицо владельцем, номинальным держателем или залогодержателем ценных бумаг.
РЕГИСТРАЦИЯ -1. внесение в список, в книгу, составление перечня, описи; 2. запись фактов или явлений с целью учета, с целью придания факту законности, например регистрация браков.
РЕГИСТРАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - момент возникновения правоспособности юридического лица, которое считается созданным с момента его государственной регистрации. Гражданским кодексом РФ введена единая система государственной регистрации юридических лиц: а) все юридические лица должны пройти регистрацию в органах юстиции; б) вводится единая для всей страны государственная регистрация юридических лиц; в) органы, осуществляющие регистрацию, должны проверять соблюдение установленного порядка создания юридическими лицами, а также соответствие его учредительных документов закону; г) отказ в регистрации может быть оспорен в суде. Порядок регистрации определяется законодательно.
РЕГИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТА - фиксация факта создания или получения документа путем присвоения ему индекса и записи соответствующих сведений о нем.
РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Регистрация осуществляется учреждениями юстиции в едином государственном реестре сделок с землей и другим недвижимым имуществом с выдачей документа о зарегистрированной сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Последствия несоблюдения требований государственной регистрации сделки определены в ГК РФ.
РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ - юридический акт, удостоверяющий право юридического лица осуществлять предпринимательскую деятельность. По российскому праву государственная Р.п. является основанием приобретения предприятием статуса юридического лица. Р.п. осуществляется местным органом власти. За Р.п. взимается госпошлина, направляемая в местный бюджет. Для Р.п. учредитель должен представить заявление, устав предприятия, решение о его создании или договор учредителей, свидетельство об уплате госпошлины. Решение о Р.п. или отказе в этом должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи указанных документов. Отказ в Р.п. может быть обжалован в арбитражном суде.
РЕГИСТРАЦИЯ ЦЕН - регистрация цен и тарифов на товары и платные услуги, осуществляемая органами статистики для расчета индекса потребительских цен и проводимая еженедельно по понедельникам. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, допускается их регистрация в пятницу предшествующей недели. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые растут неравномерно и опережающими темпами, регистрация проводится строго по понедельникам. Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях), и уплаченная наличными деньгами. В нее включаются НДС, акциз и другие косвенные налоги. На основании данных регистрации цен определяются средние сопоставимые цены отчетной и предыдущей недели на конкретные товары и услуги. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в случае отсутствия товаров в продаже в конкретном торговом предприятии или во всем регионе) используется метод замены товаров и услуг.
РЕГИСТРАЦИЯ, УЧЕТНАЯ - запись хозяйственных операций в учетных регистрах.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ - установление правил, определяющих порядок какой-либо деятельности. См. тж. РЕГЛАМЕНТ.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ РАБОТЫ БУХГАЛТЕРИИ - комплекс организационно-нормативных и правовых документов, которые организуют, регламентируют и регулируют повседневную работу бухгалтерии. Одним из важнейших документов данного комплекса является должностная инструкция, главное назначение которой - всесторонне охарактеризовать конкретную должность для правильного подбора соответствующей кандидатуры из числа претендентов и наиболее объективной оценки деятельности сотрудника, занимающего его. Должностная инструкция разрабатывается руководителем структурного подразделения. Основой для разработки должностных инструкций служат должностные квалификационные характеристики, приведенные в нормативном документе, утвержденном Министерством труда РФ, Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих. Для бухгалтерии в Тарифно-квалификационных характеристиках регламентирована организация труда работников, занимающих следующие должности: главный бухгалтер, бухгалтер, бухгалтер-ревизор, кассир (включая старшего), счетовод. Описание каждой должности дано по разделам: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации по разрядам оплаты".
РЕГРЕСС - обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляемое одним физическим или юридическим лицом другому обязанному лицу. Р. применяется при протесте векселя или чека. Индоссант, оплативший опротестованный вексель (чек), имеет право обратного требования к предыдущим индоссантам и векселедателю (чекодателю), которые несут по векселю солидарную ответственность.
РЕГРЕСС, ВЕКСЕЛЬНЫЙ - право обратного требования к предыдущим индоссантам и векселедержателю, которые несут по векселю солидарную ответственность; право обратного требования, со стороны индоссанта, оплатившего опротестованный вексель, к предыдущим индоссантам и векселедателю, которые несут по векселю солидарную ответственность.
РЕГРЕССАНТ - лицо, предъявляющее обратное требование к другому лицу о возмещении убытков, которые первое лицо понесло в пользу второго (например, совершило платеж).
РЕГРЕССАТ - лицо, против которого направлено требование регрессанта.
РЕГУЛИРОВАНИЕ - функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.
РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИДЕМПИНГОВОЕ - совокупность мероприятий государства, направленных против продажи на внутреннем рынке импортируемых товаров по демпинговым ценам, которые существенно ниже внутренних в стране-производителе или ниже мировых; антидемпинговым законодательством определяются критерии демпинговой цены, а также ответственность и последствия за нанесение демпингового ущерба стране-импортеру.
РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ - комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации. А.р. включает регулирование процессов концентрации и монополизации производства и сферы обращения, поддержание условий для частной конкуренции и контроль за соблюдением предприятиями условий такой конкуренции, регулирование внешнеэкономической деятельности (открытость рынка для иностранных конкурентов или поощрение экспортных монополий). А.р. осуществляется на основе антимонопольного законодательства, специальных программ по демонополизации экономики и развитию конкурентного рынка и некоторых других нормативных актов.
РЕГУЛИРОВАНИЕ, БАНКОВСКОЕ - одна из функций Банка России, тесно связанная с функцией банковского надзора. Б.р. предполагает активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов. Целью Б.р. является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ - основной нормативный документ - Федеральный закон "О бухгалтерском учете", утвержденный 21 ноября 1996 г. Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, другие различные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ: планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другие нормативные акты и методологические указания по вопросам бухгалтерского учета. Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
РЕГУЛИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТНОЕ - закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня, то есть дополнительный порядок распределения доходов государственного бюджета (частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней). Выделяют четыре группы методов Б.р.: 1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета. Регулирующие источники доходов определяются (утверждаются) представительными органами власти территорий вышестоящего уровня. Распределение регулирующих источников доходов между бюджетами осуществляется посредством утверждаемых нормативов отчисления от этих доходов; 2) перераспределение самих бюджетных источников. К ним относятся: а) закрепление вышестоящими представительными органами власти за бюджетами соответствующего нижестоящего территориального уровня полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любых регулирующих доходов: б) передача вышестоящими представительными органами власти в бюджета соответствующего нижестоящего уровня своих закрепленных доходов; 3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих бюджетов. К этой группе методов относятся: дотация, субвенция и субсидия; 4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.
РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВАЛЮТНОЕ - регламентация государством порядка международных расчетов и сделок с валютными ценностями. Регулируется нормативными актами и международными валютными соглашениями. К валютному регулированию относится также регламентация использования иностранной валюты на территории страны на основе национального законодательства.
РЕГУЛИРОВАНИЕ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д.-к.р. экономики РФ осуществляется Банком России. Он определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами. Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ - совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Инвестиционная политика государства зависит от содержания экономических, научно-технических и социальных задач, решаемых на каждом конкретном этапе развития общества. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями; системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот; финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов.